пятница, 7 сентября 2012 г.

ЭТИ ЧУДО-ХАЧКАРЫ

ЭТИ ЧУДО-ХАЧКАРЫ

IMG_1828.jpgАрмянское искусство хачкаров по своей оригинальности является уникальным во всем мире. Этого никто не может отрицать. Наши мастера хачкаров на протяжении веков оставляли на фрагментах скал изображения виноградной кисти, абрикоса, персика, яблока, вина и других продуктов, которые по сей день вызывают удивление и восхищение.
По преданию Прародитель Айк перед смертью завещал потомкам разукрасить разбросанные по всей Армении неотесанные  камни. И армяне стали шлифовать и обтесывать камни и возводить ими чудесные храмы, крепости, дворцы и церкви. Они одухотворяли  камень, обломок скалы. Однако суровые времена не позволили, чтобы строительный талант нашего народа заблистал всеми цветами, сотворив неповторимые сооружения. Последние становились мишенью для вторгавшихся в нашу страну кочевых племен, разрушались и разорялись. Они грабили страну, разрушали великолепные творения рук человеческих. Что делать, как быть? И армяне нашли выход. Теперь они стали обтесывать и орнаментировать большие каменные плиты. Из камня они ваяли памятники-шедевры, оставляя их под открытым небом. И враг опешил: с этих орнаментированных камней грабить было нечего. Итак, наряду с грандиозными сооружениями армяне воплощали свой созидательный талант и в малые архитектурные формы. Но это вовсе не значит, что они перестали строить храмы и ограничились только маленькими хачкарами. Просто вместо семи церквей они стали строить одну, а взамен оставшихся шести создавали шесть сотен хачкаров.
Что такое хачкар? Хачкар - это памятник-шедевр, одно из самобытных проявлений средневекового искусства, которое  является исключительно армянским явлением в архитектуре. Дошедший до нас самый древний хачкар датируется 9-м веком. А возведенные на протяжении минувших веков на Армянском нагорье хачкары насчитываются тысячами.
Они являются историческими свидетелями, памятниками, ласкающими взор каменными миниатюрами, которые  устанавливались у входа и в притворах церквей, на развилках дорог, на кладбищах (в качестве надгробных плит), на холмах или высекались на стенах церквей, на скалах.
Они назывались хачкарами - крест-камнями, так как в центре орнаментированной лицевой стороны был изображен крест - символ христианской веры. Однако крест - только внешняя сторона. По сути, хачкар - это панорама народной жизни, которая завораживает гармонией мотивов орнаментов и их пропорций. На хачкаре изображались гранат и гроздь винограда, хлеб и пшеничный колос, человек и птица. Обратная сторона обычно покрывалась надписью, которая словно представляла страницу истории нашего народа.
Орнаментированный хачкар филигранностью своего исполнения напоминал вышитые кружева. Часто изображение было настолько тонким, словно оно было соткано из нитей.
Средневековые хачкары были многозначительного содержания. Они устанавливались по разным поводам: для увековечивания военных побед, знаменательных исторических событий, для упоминания о завершении строительства родников, мостов и церквей. Есть хачкары, посвященные памяти погибших героев и не достигших своих заветных желаний влюбленных. Так, к примеру, в ознаменование победы над сельджуками военачальник Закаре установил хачкары в 1175 и 1202 годах. Царица Ванени в 1192 году установила хачкар в честь строительства Санаинского моста. Есть также хачкары, называемые «Всеспасителем», а иногда  именуемые «Азахач», как, к примеру, знаменитый хачкар в притворе Ахпатского монастыря (1273 г.), автором которого является мастер Ваграм. На его орнаментированной стороне изображены сцены распятия. Народ верил, что хачкары обладают свойством исцеления от болезней, и часто из разных мест сюда приводили на паломничество больных и особенно детей, будучи убеждены, что они помогут исцелить от болезней и предотвратить зло. Эта вера и культ сохранились до наших дней.
В Армении самое большое число хачкаров находилось на кладбище Джуги. В начале 17 века здесь было 10 тысяч хачкаров. Азеровские варвары буквально в течение нескольких дней сравняли с землей эти уникальные творения.
Мастера, создававшие хачкары, именовали себя каменщиками, сочинителями, составителями, чертежниками. Кстати, сохранились только имена немногих. В 12 веке самым известным был мастер Мхитар. Именно он в 1184 г. создал известный Санаинский хачкар. В 13-14 веках жил и творил известный мастер Момик. Своим исключительно высоким искусством вызывают восхищение и восторг созданные в 1291 г. хачкары монастыря Гошаванк, автором которых является Погос.
Больше всех хачкаров создал мастер Кирам. В 1551-1610 г.г. он вдохнул жизнь примерно в 300 хачкаров, многие из которых сохранились до наших дней. Хачкары являются выражением патриотизма, развитости армянской культуры, высокого эстетического вкуса армянского народа и занимают достойное место в сокровищнице мирового искусства. Известный языковед Грачья Ачарян вложил в хачкары такой смысл: «Слово «хач» - «крест» является исконно армянским словом - происходит от корня «пайт» - «дерево». Крест является святостью. На протяжении веков христианин вложил в крест, в хачкар прекрасные человеческие добродетели: честность, беспристрастность, доброту, милосердие, миролюбие, трудолюбие, великодушие, правосудие и доброжелательность».

Комментариев нет:

Отправить комментарий